ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
МБОУ «Соорская СОШ№3 с УИОП»
(протокол №_____ от _____2025 г.)
УТВЕРЖДЕНО
приказом №226/1 от 18.09.2025 г.
МБОУ «Соорская СОШ№3 с УИОП»
Директор Н.А Новоселова
Положение
об использовании информационно-коммуникационной
образовательной платформы «Сферум» в национальном мессенджере «MAX»
при реализации образовательных программ, программ внеурочной
деятельности и дополнительного образования
1. Общие положения
1.1. Положение об использовании информационно-коммуникационной образовательной
платформы «Сферум» в национальном мессенджере «MAX» при реализации
образовательных программ, программ внеурочной деятельности и дополнительного
образования (далее – Положение) является локальным нормативным актом,
содержащим нормы, регулирующие порядок использования информационнокоммуникационной образовательной платформы «Сферум» (далее – ИКОП «Сферум»)
в национальном мессенджере «MAX» всеми участниками образовательных отношений
в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Сорская средняя
общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
(МБОУ «Соорская СОШ№3 с УИОП») Правовая и методическая основа настоящего
Положения:
– Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
– Федеральный закон от 24.06.2025 №156-ФЗ «О создании многофункционального
сервиса обмена информацией и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации»;
– Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных
технологиях и о защите информации»;
– Постановление Правительства РФ от 13.07.2022 №1241 «О федеральной
государственной информационной системе «Моя школа» и внесении изменения в
подпункт «а» пункта 2 Положения об инфраструктуре, обеспечивающей
информационно-технологическое взаимодействие информационных систем,
используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и
исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме»;
– Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 №1678 «Об утверждении Правил
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
– Распоряжение Правительства РФ от 12.07.2024 №1880-р «Об определении
организации,
обеспечивающей
создание
и
функционирование
многофункционального сервиса обмена информацией»;
– Приказ Минпросвещения России от 23.07.2025 №551 «Об утверждении
федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования»;
– Приказ Минцифры России от 15.07.2022 №542/1 «О мероприятиях по созданию
элементов ФГИС «Моя школа», обеспечивающих реализацию ее функций, и
мероприятиях по созданию ФГИС «Моя школа»;
2
– Письмо Минцифры России от 27.08.2025 №ММ-П10-82860. О применении
цифровой платформы «MAX» и информационно-коммуникационной платформы
«Сферум» образовательными учреждениями или в рамках трудовой деятельности;
– Письмо Минпросвещения России от 22.08.2025 №04-ЗГ-МП-67 «О рассмотрении
обращения»;
– Письмо Минпросвещения России от 31.07.2023 №04-423 «Об исполнении
протокола» (вместе с «Методическими рекомендациями для педагогических
работников образовательных организаций общего образования, образовательных
организаций среднего профессионального образования, образовательных
организаций дополнительного образования по использованию российского
программного обеспечения при взаимодействии с обучающимися и их родителями
(законными представителями)»).
1.2. Положение принимается педагогическим советом, имеющим право вносить в него
изменения и дополнения, и утверждается приказом образовательной организации за
подписью руководителя.
1.3. Положение устанавливает единые требования по работе с ИКОП «Сферум»
в национальном мессенджере «MAX» в МБОУ «Сорская СОШ№3 с УИОП».
1.4. Термины и определения, используемые в настоящем Положении:
– информационные технологии реализации образовательных программ
с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) –
технологии создания, передачи и хранения учебных материалов, организации и
сопровождения учебного процесса дистанционного обучения;
– информационно-коммуникационная образовательная платформа «Сферум»
(ИКОП «Сферум») – российский информационно-коммуникационный сервис,
предназначенный для образовательных целей и коммуникации пользователей в
едином и защищенном электронном образовательном пространстве);
– национальный мессенджер «MAX» (сервис «МАХ») – российская цифровая
платформа, содержащая возможность обмена электронными сообщениями между
его Пользователями, при котором Пользователи самостоятельно определяют
получателя (-ей) электронного (-ых) сообщения (-й), а также иные функциональные
возможности, в том числе функции многофункционального сервиса обмена
информацией при взаимодействии с соответствующей государственной
информационной системой;
– электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) – совокупность
информационных, телекоммуникационных технологий, соответствующих
технологических средств, электронных информационных и образовательных
ресурсов, обеспечивающих условия освоения обучающимися образовательных
программ в полном объеме независимо от места их нахождения;
– пользователи – участники образовательных отношений (обучающиеся,
педагогические и иные работники образовательной организации, родители
(законные представители) обучающихся), осуществляющие взаимодействие с
помощью ИКОП «Сферум» и сервиса «МАХ».
1.5. Использование ИКОП «Сферум», интегрированной с сервисом «МАХ»,
осуществляется по всем предметам учебного плана, в том числе плана внеурочной
деятельности, направлениям воспитательной работы согласно плану воспитательной
работы, а также программам дополнительного образования детей, реализуемым в
МБОУ «Сорская СОШ№3 с УИОП».
1.6. Использование ИКОП «Сферум», интегрированной с сервисом «МАХ», является
частью ЭИОС МБОУ «Сорская СОШ№3 с УИОП».
1.7. и одним из видов информационных технологий реализации образовательных программ
с использованием ДОТ.
3
1.8. В случае несогласия родителей / законных представителей от регистрации и
использования ИКОП «Сферум», интегрированной с сервисом «МАХ», для них
остаются доступными альтернативные способы взаимодействия с представителями
образовательной организации: дневник учащегося в бумажном виде, очные встречи по
предварительной договоренности и родительские собрания.
2. Организация работы пользователей в ИКОП «Сферум»,
интегрированной с сервисом «МАХ»
2.1. Администратор ИКОП «Сферум», интегрированной с сервисом «МАХ», назначается
руководителем образовательной организации на основании приказа.
1.9. Сотрудники МБОУ «Сорская СОШ№3 с УИОП», использовавшие ИКОП «Сферум» в
VK мессенджере до перехода в национальный мессенджер МАХ, должны убедиться в
наличии всех чатов, необходимых для продолжения коммуникации. В случае
отсутствия создать новые и добавить в них пользователей.
2.2. Администратор ИКОП «Сферум», интегрированной с сервисом «МАХ», координирует
процессы по использованию ИКОП «Сферум» в образовательной организации, в том
числе:
– направляет посредством электронной почты на адрес info@sferum.ru заявку на
регистрацию образовательной организации на ИКОП «Сферум» с приложением
приказа о назначении администратора с указанием контактных данных (ФИО,
адрес электронной почты, номер личного мобильного телефона);
– проходит регистрацию на ИКОП «Сферум» (в сервисе «МАХ») посредством ввода
указанного в заявке номера мобильного телефона;
– в личном кабинете администратора ИКОП «Сферум» (в сервисе «МАХ») вносит и
при необходимости редактирует информацию об образовательной организации;
– создает необходимый структурный компонент, обеспечивающий присоединение
всех педагогических работников образовательной организации к ИКОП «Сферум»
(в сервисе «МАХ»);
– при необходимости создает структуру образовательной организации, компонентом
которой является класс (группа), в соответствии с утвержденной структурой МБОУ
«Сорская СОШ№3 с УИО;
– создает и направляет педагогическим работникам, а при необходимости
обучающимся и их родителям (законным представителям) ссылки-приглашения
для присоединения в соответствующий класс в установленной пользовательской
роли на ИКОП «Сферум»;
– назначает дополнительных администраторов из числа присоединившихся на
ИКОП «Сферум» педагогических работников МБОУ «Сорская СОШ№3 с УИОП»;
– при необходимости прикрепляет педагогических работников, выполняющих
должностные обязанности классных руководителей, по учебным классам в
соответствии с утвержденным руководителем образовательной организации
распределением классного руководства;
– рассматривает и принимает заявки на вступление в сообщество образовательной
организации от педагогических работников, иных сотрудников, а при
необходимости от обучающихся и их родителей (законных представителей) из
числа представителей органа ученического самоуправления (актива) и
родительского комитета (актива) соответственно;
– завершает процесс подтверждения статуса «учитель» педагогических работников,
статуса «сотрудник» иных работников МБОУ «Сорская СОШ№3 с УИОП»;
– редактирует информацию, связанную с движением обучающихся, педагогических
и иных работников МБОУ «Сорская СОШ№3 с УИОП» в ИКОП «Сферум»;
4
–
аннулирует невостребованные ссылки-приглашения на присоединение к
образовательной организации с целью обеспечения информационной безопасности
участников образовательных отношений;
– оказывает помощь и поддержку участникам образовательных отношений по
эффективному использованию функционала ИКОП «Сферум» в национальном
мессенджере «МАХ».
2.3. Администрация МБОУ «Сорская СОШ№3 с УИОП»способствует выполнению
образовательных программ посредством применения функциональных возможностей
ИКОП «Сферум» в национальном мессенджере «МАХ», в том числе:
– назначает администратора ИКОП «Сферум» из числа педагогических работников
образовательной организации;
– обеспечивает коммуникационное взаимодействие (проведение рабочих встреч и
совещаний в онлайн или гибридном формате посредством использования
функционала видео-конференц-связи) с пользователями для решения
управленческих задач в чатах, созданных в ИКОП «Сферум» и интегрированных с
сервисом «МАХ»:
– чат руководителя образовательной организации с заместителями руководителя;
– чат руководителя образовательной организации с педагогическими и иными
работниками;
– чат руководителя образовательной организации с представителями родительского
комитета (актива);
– чат руководителя образовательной организации с представителями органа
ученического самоуправления (актива);
– иные чаты для решения управленческих задач;
– осуществляет контроль по использованию ИКОП «Сферум» в национальном
мессенджере «МАХ» всеми участниками образовательных отношений, в том числе
при проведении учебных и иных занятий с применением ДОТ, а также различных
мероприятий в онлайн или гибридном формате.
2.4. Классный руководитель координирует процессы по использованию функциональных
возможностей ИКОП «Сферум» в национальном мессенджере «МАХ» для решения
учебных и внеучебных задач в классе, в том числе:
– присоединяется к образовательной организации по ссылке-приглашению,
полученной от администратора сообщества, в пользовательской роли «учитель»,
либо ;
– проходит процесс верификации статуса «учитель» (при необходимости);
– создает чаты с участниками образовательных отношений для взаимодействия с
целью решения соответствующих образовательных задач, а именно:
– чат с обучающимися своего класса;
– чат с родителями (законными представителями) обучающихся;
– чат с педагогическими работниками, ведущими учебные предметы, иные занятия с
обучающимися класса;
– иные чаты для решения образовательных задач;
– поддерживает и развивает коммуникацию в чатах с участниками образовательных
отношений, включая возможности организации и проведения мероприятий в
онлайн или гибридном формате через ИКОП «Сферум» в национальном
мессенджере «МАХ».
2.5.Педагогический
работник
(учитель-предметник,
педагог
дополнительного
образования), ведущий учебные дисциплины или иные занятия, работник образовательной
организации, участвующий в процессах сопровождения образовательной деятельности, при
необходимости координирует процессы по использованию функциональных возможностей
ИКОП «Сферум» в национальном мессенджере «МАХ» для решения образовательных и
организационных задач, в том числе:
5
–
присоединяется к образовательной организации по ссылке-приглашению,
полученной от администратора сообщества, в пользовательской роли «учитель»
(«сотрудник»);
– проходит процесс верификации соответствующего статуса (при необходимости);
– создает чаты с пользователями для взаимодействия с целью решения определенных
образовательных задач, а именно:
– чат с обучающимися класса по учебному предмету;
– иные чаты для решения образовательных и организационных задач;
– поддерживает и развивает коммуникацию в чатах с пользователями, включая
возможности организации и проведения учебных и иных занятий
с применением ДОТ, а также различных мероприятий в онлайн или гибридном
формате через ИКОП «Сферум» в национальном мессенджере «МАХ».
2.6. Сотрудник образовательной организации (непедагогический работник):
– присоединяется к образовательной организации по ссылке-приглашению,
полученной от администратора сообщества, в пользовательской роли «сотрудник»;
– проходит процесс верификации соответствующего статуса;
– создает и/или вступает в чаты с пользователями для взаимодействия с целью
решения определенных задач.
2.7. Обучающийся для осуществления образовательной коммуникации и решения
образовательных и воспитательных задач использует функциональные возможности ИКОП
«Сферум» в национальном мессенджере «МАХ», в том числе:
– присоединяется по ссылке-приглашению, полученной от учителя, классного
руководителя, в соответствующий чат;
– участвует в образовательной коммуникации, осуществляемой в чате класса и чатах
по учебным дисциплинам и иным занятиям, с использованием функционала ИКОП
«Сферум»;
– участвует в учебных и иных занятиях или мероприятиях, проводимых в онлайн или
гибридном формате, с применением ДОТ.
2.8. Родитель (законный представитель) обучающегося с целью участия в
образовательной коммуникации может использовать функциональные возможности
ИКОП «Сферум» в национальном мессенджере «МАХ», в том числе:
– присоединяется к чату по ссылке-приглашению (полученной от педагогического
работника, классного руководителя или представителя администрации
образовательной организации) или через вкладку «Чаты» в сервисе «Электронный
дневник»
на
портале
«Петербургское
образование»
(https://dnevnik2.petersburgedu.ru);
– участвует в образовательной коммуникации, осуществляемой в чате, с
использованием функционала ИКОП «Сферум» в национальном мессенджере
«МАХ»;
2.9. Все пользователи самостоятельно (обучающиеся с помощью родителей или законных
представителей) обеспечивают безопасность своего профиля в ИКОП «Сферум»,
настроив безопасный режим, который позволит общаться только тем пользователям,
которые есть в контактах организации и в телефонной книге.
3. Права, обязанности и ответственность участников образовательных
отношений (пользователей)
3.1. Участники образовательных отношений, использующие ИКОП «Сферум» в
национальном мессенджере «МАХ»:
– имеют доступ к функциональным возможностям ИКОП «Сферум» на
безвозмездной основе круглосуточно;
6
–
имеют право на обращение в службу технической поддержки через чат-бот
«Помощник
Сферума»
в
национальном
мессенджере
«МАХ»
(https://max.ru/sferum_help) или по адресу электронной почты info@sferum.ru;
– имеют право на доступ к информационным ресурсам и инструкциям, размещенным
на сайте prof-sferum.ru.
3.2. Педагогические и иные работники образовательной организации имеют право
посещать семинары и вебинары, в рамках которых освещаются методические вопросы
по применению функционала ИКОП «Сферум», интегрированной с сервисом «МАХ».
3.3. Участники образовательных отношений, использующие ИКОП «Сферум» в
национальном мессенджере «МАХ», обладают иными правами, предусмотренными
законодательством Российской Федерации и соответствующими пользовательскими
соглашениями.
3.4.Пользователи обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, настоящее
Положение и иные локальные нормативные акты МБОУ «Сорская СОШ№3 с УИОП»,
установленные ограничения и запреты в части использования функционала ИКОП
«Сферум», интегрированной с сервисом «МАХ», а также пользовательские соглашения.
3.5.Умышленные действия пользователя, направленные на достижение незаконных целей
(в том числе осуществление мошеннических действий, обмана, ввода в заблуждение,
оскорбления, совершение иных противоправных действий), а также размещение
пользователем (распространение) с использованием функционала ИКОП «Сферум»,
интегрированной с сервисом «МАХ», сообщений, информации или материалов,
содержание которых нарушает действующие в Российской Федерации ограничения и
запреты, может повлечь для него дисциплинарную, административную, уголовную или
иную ответственность согласно действующему законодательству РФ, Уставу, локальным
нормативным актам МБОУ «Сорская СОШ№3 с УИОП», а также соответствующим
пользовательским соглашениям.
4. Заключительные положения
4.1.Настоящее Положение вступает в силу со дня его утверждения и действует до момента
признания его утратившим силу и (или) утверждения нового локального нормативного
акта МБОУ «Сорская СОШ№3 с УИОП», регулирующего идентичные вопросы,
возникающие между участниками образовательных отношений.
4.2.Вопросы, не урегулированные настоящим Положением, подлежат урегулированию в
соответствии с действующим законодательством РФ, в том числе нормативными и
методическими документами, указанными в пункте 1.2 Положения, Уставом и локальными
нормативными актами МБОУ «Сорская СОШ№3 с УИОП», пользовательским
соглашением
ИКОП
«Сферум»,
размещенным
по
адресу
https://www.sferum.ru/terms_of_use, и пользовательским соглашением сервиса «MAX»,
размещенного по адресу https://legal.max.ru/ps.
4.3.В случае изменений или принятия новых нормативных правовых актов федерального
или регионального уровня, регулирующих порядок и условия применения
информационных технологий реализации образовательных программ с использованием
ДОТ, в том числе ИКОП «Сферум» в национальном мессенджере «МАХ» участниками
образовательных отношений, такие изменения или акты имеют прямое действие и
применяются со дня вступления их в силу независимо от включения в текст настоящего
Положения.