Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сорская средняя общеобразовательная школа №3
с углубленным изучением отдельных предметов»
(МБОУ «Сорская СОШ №3 с УИОП»)
ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
МБОУ «Сорская СОШ№3 с
УИОП»
Протокол №1 от «29»08 2025 г.
СОГЛАСОВАНО
Управляющим Советом
МБОУ «Сорская
СОШ№3 с УИОП»
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МБОУ «Сорская СОШ№3 с
УИОП»
Приказ №162 от «29»08 2025 г.
Положение о научно-практической конференции «В ответственности за будущее»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о проведении школьной научно-практической
конференции учащихся (далее – НПК) разработано в соответствии с
действующими нормативными документами:
•
•
•
•
•
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
(с изменениями, внесенными приказом Минпросвещения от 12.08.2022 №
732);
приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего образования»;
ООП СОО, утвержденной приказом МБОУ «Средняя школа № 1» от
31.08.2023 № 175 «Об утверждении основной образовательной программы
среднего общего образования»;
Уставом МБОУ «Сорской СОШ №3 с УИОП».
1.2. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения научнопрактической конференции обучающихся в МБОУ «Сорской СОШ №3 с УИОП».
1.3. Конференция является формой подведения итогов учебно-исследовательской и
проектной деятельности обучающихся.
1.4. Результат учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся
– проект или исследовательская работа, которую они представляют на НПК.
1.5. Обучающиеся представляют на НПК проекты, которые подразделяются:
на исключительно исследовательские, прикладные (в зависимости от
интересов обучающихся и возможностей организовать исследования);
• монопредметные и межпредметные (исходя из областей научного знания);
• индивидуальные и групповые (по количеству участников).
•
1.6. НПК является ежегодной и проводится в несколько этапов. Этапы подготовки
НПК в приложении 1. Заключительный этап проводится:
для обучающихся 1–4-х классов – «Маленький шаг в большую науку» – март;
для обучающихся 5–8-х классов – «День науки» – март;
для обучающихся 9-х классов – «Калейдоскоп бесценных знаний» (стендовая
сессия) – апрель;
• для обучающихся 10-х или 11-х классов – защита индивидуальных проектов –
апрель.
•
•
•
1.9. Сроки проведения НПК директор МБОУ «Сорская СОШ №3 с УИОП» утверждает
приказом, администрация вносит их в план работы школы.
2. Цели и задачи НПК
2.1. Основная цель – конкурсный смотр результатов учебно-исследовательской и
проектной деятельности обучающихся, которую они проводили в течение года в
разных областях предметных и межпредметных знаний.
2.2. Задачи НПК:
•
•
•
•
•
выявить одаренных обучающихся, склонных к исследовательской работе,
оказать им всестороннюю поддержку;
повысить мотивацию обучающихся к образовательной деятельности, углубить
их интересы в той или иной области научного знания;
сформировать или укрепить коммуникативные связи между обучающимися,
между обучающимися и педагогами в масштабах одной ОО и между ОО;
продемонстрировать результаты учебно-исследовательской и проектной
деятельности, интегрировать их в образовательное пространство ОО;
популяризовать проектную деятельность как форму обучения.
3. Участники конференции
3.1. Участие в конференции для обучающихся 1–4-х и 5–9-х классов является
добровольным.
3.2. Для обучающихся 10–11-х классов участие в конференции является обязательным.
3.3. Обучающиеся 1–9-х классов могут представлять групповые и индивидуальные
учебно-исследовательские и проектные работы.
3.4. Обучающиеся 10–11-х классов выполняют индивидуальный проект (учебное
исследование или учебный проект) самостоятельно под руководством учителя
(тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых предметов,
курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической,
учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
4. Организация НПК
4.1. Общее руководство подготовкой и проведением конференции осуществляется
оргкомитетом, утвержденным приказом директора школы.
4.2. В состав оргкомитета входят директор школы, заместитель директора школы по
учебно-воспитательной работе, председатель управляющего совета школы.
4.3. Оргкомитет решает вопросы организации и проведения школьного этапа
конференции, формирует жюри, определяет форму проведения конференции,
осуществляет общее руководство проведением конференции школьников, подводит
итоги, награждает победителей. К работе жюри привлекаются члены администрации
школы, председатели МО учителей, педагоги школы, учащиеся 10–11-х классов,
внешние эксперты.
4.4. Проектные работы, выступления учащихся готовятся под руководством
руководителя (тьютора), которым может быть учитель-предметник, руководитель
кружка, педагог дополнительного образования, родители, выпускники школы,
студенты.
4.5. Для участия в конференции участники подают заявку на участие в
НПК заместителю директора по УВР
4.6. Заявки подаются не позднее чем за 5 дней до ее проведения. Работы
предоставляются в оргкомитет в печатном и электронном виде. Мультимедийные
презентации (в случае использования) – не позднее 1 дня до даты проведения
конференции.
4.7. Экспертизу работ, предоставляемых на НПК, проводит экспертный совет,
состоящий из компетентных научных руководителей. Представленная на НПК работа
должна быть:
•
•
•
учебно-исследовательской или проектной;
актуальной;
иметь практическую значимость.
В работе должны быть следующие составляющие:
определена цель в соответствии с заявленной темой и планируемым
результатом;
• поставлены задачи и намечены пути их решения;
• представлен конечный продукт или пути решения проблемы.
•
4.8. Защита учебно-исследовательских и проектных работ обучающихся проводится по
секциям:
Царица наук (математика);
Естественные науки и современный мир (физика, химия, биология,
астрономия);
• Географ (география, экология);
• Социальный контекст (история, обществознание, право, экономика,
краеведение, ОРКСЭ, ОДНКНР, психология, философия);
•
•
•
•
•
•
Любители словесности (русский язык и литература);
Лингва (иностранные языки);
Программирование – зеркало разума (информатика и ИТ-технологии);
Содружество (труд (технология), ИЗО, музыка, физкультура, ОБЗР).
4.9. Секции формируются на основе заявок от участников НПК.
5. Проведение НПК
5.1. Мероприятие является открытым.
5.2. Работа НПК организуется по секциям. Количество и направление секций
конференции зависит от представленных проектных и учебно-исследовательских работ
участников.
5.3. Публичная защита проектных и учебно-исследовательских работ проводится в
соответствии с регламентом:
•
•
время представления работы составляет не более 10 минут;
ответы на вопросы жюри и аудитории до 5 минут.
Руководитель организует работу секции строго в соответствии с регламентом.
5.4. Стендовые доклады размещаются на 1-м этаже здания школы для ознакомления и
ними. В день проведения НПК участникам предоставляется время для ответов на
вопросы и пояснения любого текстового и иллюстративного материала стенда.
5.5. Защита проектов производится обучающимися самостоятельно, без участия
руководителя работы.
5.6. Защита проводится в форме демонстрации материалов работы, краткого рассказа о
содержании работы, ответов на вопросы членов жюри, оппонентов.
5.7. Для защиты проекта участнику создаются условия для расположения плакатов и
других наглядных средств, компьютер для демонстрации презентации, видео- и
аудиоматериалов к проекту.
5.8. При использовании презентации не допускается ее дословное воспроизведение на
защите.
5.9. Учебно-исследовательские работы оцениваются по критериям оценивания учебноисследовательских работ (приложение 2). Проектные работы оцениваются по
критериям оценивания проектных работ (приложение 3).
5.10. Результаты выполнения индивидуальных проектов обучающихся 10–11-х классов
переводятся в отметку за индивидуальный проект, которая выставляется в журнал
учета успеваемости и переносится в аттестат о среднем образовании. Шкала перевода в
отметки – в приложении 4.
5.11. По окончании защиты члены жюри, оппоненты вправе задать вопросы по теме
проектной работы и выступления.
5.12. По окончании работы секций проводятся заседания экспертных групп, на
которых выносят решение о присуждении призовых мест. Жюри присуждает по
каждой секции следующие места:
•
•
•
победитель;
призер;
участник.
5.13. Число премируемых работ по каждой секции определяет жюри. Победители и
призеры награждаются дипломами, участники – сертификатами, руководители
получают сертификаты или благодарственные письма за подготовку школьников к
участию в конференции.
5.14. Все решения экспертные группы протоколируют, подписывают. Протоколы
утверждают председатели и секретари экспертных групп. Решения окончательные и не
подлежат обсуждению после НПК.
5.15. Лучшие работы жюри рекомендует к публикации на сайт школы не позднее 20
апреля текущего года.
6. Требования к содержанию и оформлению учебно-исследовательских и
проектных работ
6.1. Требования к содержанию и оформлению учебно-исследовательских и проектных
работ соответствуют общепринятым стандартам оформления научных исследований.
6.2. Работа, представленная на экспертизу, должна носить характер научного
исследования, центром которого является актуальная проблема, имеющая
практическую значимость.
6.3. Структура научной работы: титульный лист; оглавление; введение; основная часть;
заключение; список источников и литературы (библиографический список);
приложения.
6.4. На титульном листе должны быть представлены следующие данные:
6.5. В оглавление должны быть включены:
6.6. Введение должно включать в себя формулировку проблемы, отражать
актуальность темы, определять цели и задачи, поставленные перед исполнителем
работы, включать краткий обзор используемой литературы и источников, степень
изученности данного вопроса, описание хода исследования.
6.7. Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную
исследователем, а именно: описание основных рассматриваемых фактов,
характеристику методов решения проблемы, сравнение уже существующих и
предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения
(эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т. д.).
Основная часть делится на главы.
6.8. В заключении автор формулирует выводы и результаты, направления дальнейших
исследований и предложения по возможному практическому применению результатов
исследования.
6.9. В списке литературы автор(ы) указывает использованные публикации, издания и
источники.
6.10. Информация о каждом издании должна быть оформлена в строгой
последовательности:
6.11. Все издания должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном порядке.
6.12. Доклад может содержать приложения с иллюстративным материалом (рисунки,
схемы, карты, таблицы, фотографии и т. п.), который должен быть связан с основным
содержанием.
6.13. Текст доклада печатается на стандартных страницах белой бумаги формата А4
(210 × 297 мм, горизонталь – 210 мм). Шрифт – Times New Roman, размер – 12 пт,
межстрочный интервал – 1,5.
Поля: слева – 25 мм, справа – 10 мм, снизу и сверху – 20 мм.
Текст доклада – не более 10 страниц (не считая титульного листа и приложений).
6.14. Приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены. В тексте доклада автор
должен на них ссылаться.
6.15. Доклад и приложения скрепляются вместе с титульным листом (рекомендуются
скоросшиватели и пластиковые файлы).
6.16. Участник НПК предоставляет готовую работу в электронном виде и в печатном –
по адресу школы на имя учителя, ответственного за проведение конференции.
Приложение 1
Этапы подготовки научно-практической конференции «В ответственности за
будущее»
Этап
Время
Содержание работы на этапе
Подготовительный Октябрь–
ноябрь
Определение тематики рефератов, исследований,
проектов
Основной
Работа обучающихся над рефератами,
исследованиями, проектами. Индивидуальные
консультации педагогов, руководителей работ.
Оформление работ.
Декабрь–
март
Подача заявок координатору учебноисследовательской работы учащихся.
Предоставление участниками текстов
исследовательских работ
Заключительный
Март–
апрель
Подготовка к работе на секциях НПК.
Торжественное открытие НПК. Работа секций.
Подведение итогов. Пленарное заседание.
Награждение.
Подготовка лучших исследовательских работ к
публикации в сборнике статей.
Обратная связь с участниками НПК для улучшения
организации последующих конференций
Приложение 2
Критерии оценивания учебно-исследовательской работы
№ п/п Критерии оценивания
Максимальное
количество
баллов
1. Оформление работы
1.1
Титульный лист соответствует требованиям
1
1.2
Качество форматирования (шрифт, отступ,
межстрочный интервал)
1
1.3
Нумерация страниц
1
Оценка
эксперта
1.4
Качество приложений
2
1.5
Оглавление включает заголовки всех разделов
(глав, параграфов и т. д.)
1
2. Научное обоснование учебно-исследовательской работы (введение)
2.1
Актуальность исследования
2
2.2
Проблема исследования (формулировка исходя из
противоречия)
2
2.3
Объект исследования
2
2.4
Предмет исследования
2
2.5
Цель исследования
2
2.6
Задачи исследования
2
2.7
Гипотеза исследования
2
2.8
Методы исследования
2
3. Оценка реализации и результативности исследовательской работы (основная часть,
заключение)
3.1
Теоретический анализ проблемы
2
3.2
Поэтапное описание практической части
исследования
2
3.3
Описание результатов/выводов каждого этапа
исследования
2
3.4
Глубина исследования проблемы
2
3.5
Наличие собственных взглядов по проблеме
2
3.6
Соблюдение логики изложения материала,
доступность для восприятия, уместность
приложений
2
3.7
Полученные результаты соответствуют
поставленным задачам (отдельно по каждой)
2
3.8
Сформулированы выводы исследования
2
3.9
Теоретическая/практическая значимость
результатов исследования
2
ИТОГО по пунктам 1–3 (максимально):
40
4. Защита исследовательской работы
4.1
Композиционная целостность выступления
(структура, содержание, полнота)
5
4.2
Культура речи с элементами риторики
5
(выразительность, логичность, лаконичность)
4.3
Умение быстро ориентироваться в материале,
отвечать на вопросы
5
4.4
Соблюдение временных рамок (не более 10 минут,
включая ответы на вопросы членов жюри)
1
4.5
Качество иллюстрирующих материалов (в том
числе компьютерной презентации)
4
ИТОГО по пункту 4 (максимально)
20
ВСЕГО (максимально)
60
Приложение 3
Критерии оценивания проектной работы
№ п/п
Критерии оценивания
Максимальное Оценка
количество
эксперта
баллов
1. Оформление паспорта проекта
1.1
Наличие паспорта проекта
2
1.2
Определение этапов работы
2
1.3
Наличие результата (продукта) на каждом этапе
2
2. Научное обоснование проектной работы (оформление проектной работы)
2.1
Актуальность проектной работы
2
2.2
Проблема проектной работы
2
2.3
Цель проектной работы
2
2.4
Задачи проектной работы
2
2.5
Теоретический анализ проблемы и прототипов
2
2.6
Поэтапное описание технологии изготовления
2
продукта (изделия). Разработка конструкторской
документации (при необходимости)
2.7
Экологическая оценка продукта (изделия) и
технологии его изготовления
2
2.8
Сформулированы выводы проектной работы
2
2.9
Новизна проекта – продемонстрированы
оригинальные подходы к решению задачи
2
3. Оценка продукта (изделия) проектной деятельности
3.1
Полученный продукт (изделие) соответствует
поставленным цели и задачам
1
3.2
Трудоемкость создания продукта (изделия)
2
3.3
Качество продукта (изделия)
2
3.4
Эстетическая (дизайнерская) оценка продукта
(изделия)
2
3.5
Творческий подход к созданию продукта
(изделия)
2
3.6
Эксплуатационность (удобство и безопасность
использования)
1
3.7
Практическая/социальная значимость проекта
2
4. Бизнес-составляющая
4.1
Экономическая составляющая – произведен
расчет стоимости работ по созданию прототипа
проекта
ИТОГО по пунктам 1–4 (максимально):
2
40
5. Защита исследовательской работы
5.1
Композиционная целостность выступления
(структура, содержание, полнота)
5
5.2
Культура речи с элементами риторики
(выразительность, логичность, лаконичность)
5
5.3
Умение быстро ориентироваться в материале,
отвечать на вопросы
5
5.4
Соблюдение временных рамок (не более 10
минут, включая ответы на вопросы членов
жюри)
1
5.5
Качество иллюстрирующих материалов (в том
числе компьютерной презентации)
4
ИТОГО по пункту 5 (максимально)
20
ВСЕГО (максимально)
60
Приложение 4
Шкала перевода результатов в отметку за индивидуальный проект для
обучающихся 10–11-х классов
Количество
баллов по
результатам
Процент
Заключение экспертной
выполнения комиссии
проекта
Отметка за
индивидуальный проект
защиты
проекта
48–60
80–100%
Проект/учебное исследование
выполнено полностью
«5» (отлично)
36–47
60–79%
Проект/учебное исследование
выполнен с незначительными
замечаниями
«4» (хорошо)
24–35
40–59%
Проект/учебное исследование
выполнено с существенными
замечаниями
«3» (удовлетворительно)
23 и ниже
39% и ниже Проект/учебное исследование «2»
не выполнено в соответствии с (неудовлетворительно)
требованиями, планируемый
результат не достигнут