Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сорская средняя общеобразовательная школа №3
с углубленным изучением отдельных предметов»
(МБОУ «Сорская СОШ №3 с УИОП»)
ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
МБОУ «Сорская СОШ№3 с
УИОП»
Протокол №1 от «29»08 2025 г.
СОГЛАСОВАНО
Управляющим Советом
МБОУ «Сорская
СОШ№3 с УИОП»
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МБОУ «Сорская СОШ№3 с
УИОП»
Приказ №162 от «29»08 2025 г.
Положение
о внутришкольном учете отдельных категорий несовершеннолетних в МБОУ
«Сорская СОШ № 3 с УИОП»
1. Общие положения
1.1. Положение о внутришкольном учете (далее – Положение) подготовлено
на основании следующих нормативных правовых актов:
• Семейный кодекс;
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
• Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации»;
• Федеральный
закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
• устав МБОУ «Сорская СОШ № 3 с УИОП» (далее – школа).
1.2. Положение определяет порядок организации учета отдельных категорий
несовершеннолетних в школе (далее – учет).
1.3.
При
осуществлении
индивидуальной
профилактической
работы
с
несовершеннолетними, в отношении которых организован учет в школе,
применяются Методические рекомендации по
вопросам
совершенствования
индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным
поведением (письмо Минобрнауки от 28.04.2016 № АК-923/07).
1.4. Основной целью учета отдельных категорий несовершеннолетних в школе
является формирование полной и достоверной информации о несовершеннолетних,
подлежащих учету, обеспечение ею внутренних и внешних пользователей, а также
анализ и использование данной информации для принятия управленческих решений,
направленных
на
организацию
защиты
прав
и
законных
интересов
несовершеннолетних, профилактики совершения ими правонарушении, устранение
причин и условий, способствующих их безнадзорности и правонарушениям.
1.5. Основными задачами учета отдельных категорий несовершеннолетних в школе
являются:
• обеспечение выявления несовершеннолетних, нуждающихся в оказании
помощи, социально-педагогической реабилитации, организации с ними
работы по предупреждению совершения ими правонарушений и(или)
антиобщественных действий;
систематизация информации о несовершеннолетних, подлежащих учету,
необходимой для организации индивидуальной профилактической работы,
деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних (далее – профилактика);
• обеспечение анализа информации о несовершеннолетних, подлежащих учету;
• определение оснований и приоритетных направлений плановой работы по
профилактике и индивидуальной профилактической работе;
• обеспечение
контроля и оценки эффективности деятельности по
профилактике и индивидуальной профилактической работе.
1.6. Основным требованием, предъявляемым к организации учета, является
актуализация данных, определяющих количественный состав несовершеннолетних
(приложение 1), а также качественные характеристики их статуса и проводимой с ними
работы, в срок не более трех рабочих дней с момента поступления информации.
Формирование и использование данных учета осуществляется с соблюдением
требований обеспечения конфиденциальности и защиты персональных данных.
1.7. Организация учета регламентируется Положением и обеспечивается (в том числе в
части принятия решения о постановке на учет/снятии с учета) руководителем
школы и коллегиальным органом – Советом профилактики.
1.8. Ведение учета, а также формирование наблюдательных дел, несовершеннолетних,
подлежащих учету (при их наличии), осуществляется социальным педагогом школы, а
в случаях его отсутствия, иным лицом, на которое руководителем школы возложены
обязанности по ведению учета.
1.9. Контроль за ведением учета, оценка эффективности деятельности по
профилактике,
индивидуальной
профилактической
работе
осуществляется
руководителем школы, а также лицом, на которое руководителем школы возложены
указанные обязанности.
1.10. В рамках осуществления федерального статистического наблюдения данные
учета не реже одного раза в квартал направляются руководителем школы в
территориальную (муниципальную) комиссию по делам несовершеннолетних и защите
их прав.
•
2. Категории несовершеннолетних, подлежащих учету в школе
2.1. В школе учету подлежат следующие категории несовершеннолетних:
а) отнесенные к категориям лиц, предусмотренным пунктом 1 статьи 5 Федерального
закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних», в отношении которых органы и учреждения
системы профилактики проводят индивидуальную профилактическую работу;
б) поставленные на учет с согласия руководителя школы, нуждающиеся в социальнопедагогической реабилитации, оказании иных видов помощи, организации с ними
работы по предупреждению совершения ими правонарушений и (или)
антиобщественных действий согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона от
24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних», в том числе соответствующие решения могут
применять в отношении следующих категорий:
• вовлеченные в криминальные субкультуры, объединения антиобщественной
направленности;
• проявляющие
признаки
девиантного,
деструктивного
поведения,
аутоагрессии;
• систематически пропускающие по неуважительным причинам занятия в
школе;
систематически (неоднократно в течение шести месяцев) допускающие
неисполнение или нарушение устава школы, правил внутреннего распорядка
и иных локальных нормативных актов школы;
• совершившие самовольные уходы из семей.
•
3. Основания для учета несовершеннолетних в школе
3.1. Учет включает осуществление обработки (получение, сбор, запись,
систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение),
использования, передачи (распространение, предоставление, доступ), обезличивания,
блокирования, удаления, уничтожения данных о несовершеннолетнем и организации
индивидуальной профилактической работы в его отношении, в том числе с
использованием информационных систем.
3.2. Основаниями для организации учета несовершеннолетних, указанных в подпункте
«а» пункта 2.1 Положения, являются сведения, поступившие из органов и учреждений
системы профилактики, об отнесении их к категориям лиц, установленным пунктом 1
статьи 5 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», и(или)
постановление
территориальной
(муниципальной)
комиссии
по
делам
несовершеннолетних и защите их прав с поручением об организации индивидуальной
профилактической работы в отношении несовершеннолетнего.
3.3. Основанием для учета несовершеннолетних, указанных в подпункте «б» пункта
2.1 Положения, является решение руководителя школы по представлению Совета
профилактики.
3.4. Общим основанием для учета несовершеннолетних, указанных в пункте
2.1 Положения, в соответствии с пунктом 5 статьи 6 Федерального закона от 24.06.1999
№ 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» является утвержденное руководителем школы заключение по
результатам проведенной проверки по существу поступивших жалоб, заявлений или
других сообщений.
4. Порядок учета несовершеннолетних в школе
4.1. Поступившие в школу из органов и учреждений системы профилактики сведения
об отнесении несовершеннолетних к категориям лиц, установленным пунктом 1 статьи
5 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних»,
постановления
территориальной (муниципальной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите
их прав с поручениями об организации индивидуальной профилактической работы в
отношении несовершеннолетних с резолюцией директора школы «Для постановки на
учет» в трех дневный срок передаются лицу, ответственному за ведение учета, в
отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа в, а также
для обеспечения направления в территориальную (муниципальную) комиссию по
делам несовершеннолетних и защите их прав (при наличии необходимости)
предложений в рамках компетенции и имеющихся в школе возможностей для
включения
в
межведомственные
планы
(программы)
индивидуальной
профилактической работы, утверждаемые территориальной (муниципальной)
комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (в случае их разработки).
4.2. Ведение Журнала учета осуществляется на бумажном носителе.
4.3. Датой постановки несовершеннолетнего на учет в школе в указанном в пункте 4.1
Положения случае является дата фиксации сведении в Журнале учета.
4.4. В случае поступления в школу информации о выявлении несовершеннолетних,
указанных
в
подпункте
«б»
пункта
2.1 Положения,
при
непосредственном выявлении сотрудниками школы указанных несовершеннолетних,
социальный педагог, педагог-психолог школы, либо классный руководитель
обучающегося несовершеннолетнего в соответствии с Положением направляют
руководителю школы или в Совет профилактики обоснованное представление о
необходимости учета несовершеннолетнего.
4.4.1. Представление о необходимости учета несовершеннолетних рассматривается
руководителем школы или Советом профилактики не позднее десяти дней с момента
его получения.
4.4.2. По результатам рассмотрения указанного представления может быть вынесено
одно из следующих решений:
• об учете несовершеннолетнего и организации с ним индивидуальной
профилактической работы, направленной на устранение причин,
послуживших его основанием;
• о нецелесообразности учета несовершеннолетнего;
• о нецелесообразности учета несовершеннолетнего и об организации контроля
за его поведением со стороны классного руководителя, иного педагога
школы (наставника).
4.4.3. В случае принятия решения о постановке несовершеннолетнего на учет и
организации с ним индивидуальной профилактической работы, направленной на
устранение
причин,
послуживших
его
основанием,
информация
о
несовершеннолетнем, подлежащем учету, передается лицу, ответственному за ведение
учета, для внесения в Журнал учета.
4.4.4. Решение руководителя школы оформляется приказом, распоряжением, либо
наложением
резолюции
на
представление
о
необходимости
учета
несовершеннолетнего.
4.5. Учет несовершеннолетних, указанных в подпункте «а» пункта 2.1 Положения, в
случаях, установленных пунктом 4.1 Положения, включает процедуру рассмотрения
представления о необходимости учета несовершеннолетних Советом профилактики,
установленную пунктом 4.2 Положения, для обеспечения коллегиальности выработки
перечня эффективных профилактических и реабилитационных мероприятий в
отношении несовершеннолетнего.
4.6. Решение об учете несовершеннолетнего в срок не более трех рабочих дней с
момента осуществления учета доводится до сведения:
• родителей (законных представителей) несовершеннолетнего;
• руководителя школы (в случае принятия решения Советом профилактики);
• классного руководителя несовершеннолетнего обучающегося;
• представителя
органа
или
учреждения
системы
профилактики,
представившего сведения школе;
• территориальной (муниципальной) комиссии по делам несовершеннолетних и
защите их прав;
• иных органов и учреждений системы профилактики (при выявлении
необходимости организации взаимодействия).
4.7. В отношении несовершеннолетних, указанных в подпункте «а» пункта
2.1 Положения, индивидуальная профилактическая работа осуществляется школой во
взаимодействии с иными органами и учреждениями системы профилактики согласно
межведомственным планам (программам) индивидуальной профилактической работы,
утвержденным
территориальной
(муниципальной)
комиссией
по
делам
несовершеннолетних и защите их прав, или в рамках исполнения постановлений
территориальной (муниципальной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите
их прав о реализации конкретных мер по защите прав и интересов детей.
4.8. В отношении несовершеннолетних, указанных в подпункте «б» пункта
2.1 Положения индивидуальная профилактическая работа, направленная на устранение
причин, послуживших основанием для их учета, проводится согласно планам,
программам и иным документам индивидуального планирования работы в отношении
несовершеннолетнего, утвержденных руководителем школы. По инициативе школы
также в индивидуальной профилактической работе могут участвовать иные органы и
учреждения системы профилактики.
4.9. В отношении всех категории несовершеннолетних, подлежащих учету в школе,
формируются наблюдательные дела. К наблюдательному делу несовершеннолетнего
приобщаются:
• документы, содержащие сведения, послужившие основанием для учета
несовершеннолетнего;
• сведения об информировании родителей (законных представителей)
несовершеннолетнего о постановке его на учет;
• справка об установочных данных несовершеннолетнего;
• акт о закреплении наставника за обучающимся несовершеннолетним;
• акты обследования условий жизни несовершеннолетнего;
• характеристики несовершеннолетнего от классного руководителя, куратора
(оформляются не реже одного раза в три месяца с отражением динамики
произошедших изменений в поведении);
• сведения о динамике успеваемости несовершеннолетнего в течение учебного
периода;
• сведения о пропусках учебных занятий обучающимся в течение учебного
периода (с указанием причин отсутствия);
• сведения о проведении индивидуальной профилактической работы с
несовершеннолетним и его семьей;
• планы, программы и иные документы индивидуального планирования работы
в отношении несовершеннолетнего, ежеквартально актуализируемые;
• результаты диагностик, анкетирования, тестирования несовершеннолетнего;
• рекомендации педагога-психолога классному руководителю, социальному
педагогу, педагогам по работе с несовершеннолетним, сведения об их
реализации;
• отчеты, служебные записки, докладные сотрудников школы и иные
документы, свидетельствующие о проводимой с несовершеннолетним работе;
• сведения об организации воспитательной работы, общественно-полезной,
культурно-досуговой
деятельности,
кружковой
занятости
несовершеннолетнего в школе, организациях дополнительного образования и
иных, участии в деятельности детских и молодежных общественных
организациях, движениях, ученическом самоуправлении;
• сведения об оказании в рамках межведомственного взаимодействия
различных видов помощи несовершеннолетнему органами и учреждениями
системы профилактики;
• сведения о принятых решениях, примененных мерах воздействия в отношении
несовершеннолетнего по итогам рассмотрения материалов на заседаниях
территориальной (муниципальной) комиссии по делам несовершеннолетних и
защите их прав;
• документы, свидетельствующие о возможности снятия обучающегося с учета
в школе (ходатайства о снятии с учета);
иные
документы
необходимые
для
организации
работы
с
несовершеннолетним.
5. Основания прекращения учета несовершеннолетних в школе
5.1. Основаниями прекращения учета несовершеннолетних обучающихся в школе
являются:
а) прекращение образовательных отношений между несовершеннолетним и школой;
б) достижение восемнадцатилетнего возраста;
в) устранение причин и условий, ставших основаниями для учета, положительная
динамика поведения, в связи с улучшением ситуации.
5.2. В отношении несовершеннолетних, указанных в подпункте «а» пункта
2.1 Положения, прекращение учета возможно в том числе при наличии постановления
территориальной (муниципальной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите
их прав о прекращении индивидуальной профилактической работы.
5.3. В случае выбытия несовершеннолетнего, подлежащего учету указанного в
подпункте «а» пункта 2.1 Положения, в другую образовательную организацию, и
выявления необходимости продолжения проведения в отношении него
индивидуальной профилактической работы, информация о прекращении учета с
приложением характеризующих материалов на несовершеннолетнего незамедлительно
направляется в территориальную (муниципальную) комиссию но делам
несовершеннолетних и защите их прав, в образовательную организацию, в которой
несовершеннолетний продолжает обучение.
5.4. В отношении несовершеннолетних, указанных в подпункте «б» пункта
2.1 Положения учет прекращается по мотивированному представлению (приложение
6) социального педагога, классного руководителя, педагога-психолога, направленному
руководителю школы или в Совет профилактики, которое подлежит рассмотрению в
срок не более пяти рабочих дней с момента поступления.
5.4.1. По результатам рассмотрения представления о прекращении учета
несовершеннолетнего может быть принято одно из следующих решений:
• о прекращении учета;
• о прекращении учета и об организации контроля за поведением
несовершеннолетнего со стороны его классного руководителя, иного педагога
школы (наставника);
• об отказе в прекращении учета.
5.4.2. В случае принятия решения об отказе в прекращении учета несовершеннолетнего
и организации с ним индивидуальной профилактической работы, направленной на
устранение
причин,
послуживших
его
основанием,
информация
о
несовершеннолетнем, подлежащем учету, передается лицу, ответственному за ведение
учета для внесения в Журнал учета.
5.4.3. Решение руководителя школы оформляется приказом, распоряжением, либо
наложением резолюции на представление о необходимости прекращения учета
несовершеннолетнего.
5.4.4.
Решение
о
прекращении
учета
несовершеннолетнего
Совета
профилактики оформляется в виде протокола заседания.
5.4.5. Решение о прекращении учета несовершеннолетнего доводится до сведения его
родителей (законных представителей), руководителя школы, а также территориальной
(муниципальной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
•