Положение о профориентационной работе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сорская средняя общеобразовательная школа №3
с углубленным изучением отдельных предметов»
(МБОУ «Сорская СОШ №3 с УИОП»)
ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
МБОУ «Сорская СОШ№3 с
УИОП»
Протокол №1 от «29»08 2025 г.

СОГЛАСОВАНО
Управляющим Советом
МБОУ «Сорская
СОШ№3 с УИОП»

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МБОУ «Сорская СОШ№3 с
УИОП»
Приказ №162 от «29»08 2025 г.

Положение о профориентационной работе
в МБОУ «Сорская СОШ № 3 с УИОП»
1. Общие положения
1.1. Профориентационная работа в МБОУ «Сорская СОШ № 3 с УИОП» (далее –
Школа) реализуется в соответствии с методическими рекомендациями, направленными
Государственными органами и (или) другими субъектами права от 16.07.2025 № 02
и Порядком реализации Единая модель профориентации «Билет в будущее» (далее –
ЕМП), утвержденным протоколом Комиссии по экспертизе и утверждению
методических и регулирующих документов в рамках реализации ЕМП № 01 от
30.04.2025.
1.2.
Профориентационная работа
в
школе
должна
основываться
на
дифференцированном подходе к обучающимся, который учитывает возрастные и
психологические особенности школьников, их интересы, ценностные ориентации,
жизненные планы, уровень образовательных результатов.
1.3. Профориентационная работа в школе должна оптимально сочетать массовые,
групповые и индивидуальные формы.
1.4. Профориентационная работа в школе должна обеспечивать взаимосвязь школы,
семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи,
службы занятости, общественных молодежных организаций.
1.5. Цели профориентационной работы в школе: формирование готовности
школьников к профессиональному самоопределению; активизация процесса
профессионального самоопределения обучающихся, включающего получение знаний о
мире профессионального труда, формирование положительного отношения к самому
себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах, применительно к
реализации себя в будущей профессии; развитие способностей к профессиональной
адаптации в современных социально-экономических условиях; повышение уровня
психологической компетенции обучающихся за счет снабжения их соответствующими
знаниями и умениями, расширение границ самовосприятия, раскрытие потребности в
самосовершенствовании.
1.6. Задачи профориентационной работы в школе:
• обеспечить профориентационную
направленность учебных
программ,
пособий и учебно-воспитательного процесса в целом; участие в этой работе
педагогического коллектива, родительской общественности, специалистов
соответствующих организаций и учреждений;
• создать систему квалифицированной и комплексной профориентационной
работы с обучающимися;
• сформировать у обучающихся сознательный подход к выбору профессии в
соответствии с его интересами, состоянием здоровья и особенностями и с
учетом потребности региона в кадрах;

•

•
•
•
•

формировать у обучающихся профессиональные намерения на основе
комплексного изучения личности с учетом их индивидуальных
психофизиологических особенностей, состояния здоровья, а также
потребностей региона в кадрах;
привлечь обучающихся во внеучебное время к различным видам творчества,
повышающего его роль в выборе профессии;
создать систему профессионального просвещения и консультирования
обучающихся;
обеспечить дифференцированное обучение школьников для более полного
раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и склонностей;
обеспечить использование возможностей психологической службы школы для
организации и проведения профориентационной работы.

2. Организация профориентационной работы в школе
2.1. Профориентационная работа в школе реализуется в соответствии с ООП школы.
Содержание профориентационной работы описано в рабочей программе воспитания
обучающихся,
конкретизировано
в
календарных
планах
воспитательной
работы уровней ООО и СОО, планах внеурочной деятельности и учебных планах ООО
и СОО.
2.2. Профориентационная работа в школе строится по направлениям:
• профессиональное информирование – ознакомление обучающихся с
современными
видами
производства,
состоянием
рынка
труда,
потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах,
содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и
условиями их освоения, требованиями, которым должны соответствовать
люди соответствующей профессии, возможностями профессиональноквалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой
деятельности;
• профессиональная консультация – оказание помощи обучающимся в
профессиональном самоопределении с целью принятия ими осознанного
решения о выборе профессионального пути;
• профессиональный подбор – представление рекомендаций обучающимся о
возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее
соответствующих их психологическим, психофизическим, физиологическим
особенностям, на основе результатов психологической, психофизической и
медицинской диагностики;
• профессиональная, производственная и социальная адаптация – система мер,
способствующих
профессиональному
становлению
работника,
формированию у него соответствующих социальных, профессиональных
качеств, установок и потребностей к активному творческому труду,
достижению высшего уровня профессионализма.
2.3. С учетом психологических и возрастных особенностей школьников содержание
профориентационной работы в школе дифференцируется по уровням общего
образования.
2.3.1. На уровне ООО профориентационная работа направлена:
2.3.1.1. В 5–7-х классах:
• на развитие у школьников личностного интереса к профессиональной
деятельности;
• формирование образа «Я»;
• приобретение первоначального опыта в различных сферах социальнопрофессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском
хозяйстве, экономике, культуре.

Этому способствует выполнение обучающимися профессиональных проб, которые
позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями,
предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.
2.3.1.2. В 8–9-х классах:
• на уточнение образовательного запроса в ходе элективных и факультативных
курсов;
• групповое и индивидуальное консультирование с целью оказания помощи в
выборе профиля обучения.
2.3.2. На уровне СОО профориентационная работа направлена:
• на формирование навыков самообразования, саморазвития;
• определение и формирование профессиональных качеств для работы в
интересующих обучающегося профессиональных областях;
• коррекцию профессиональных планов;
• оценку готовности к избранной профессиональной деятельности.
3. Реализация профориентационной работы в школе
3.1. Профориентационная работа реализуется в образовательном процессе школы:
• через единство всех видов образовательной деятельности обучающихся;
• взаимодействие с учреждениями среднего и высшего профессионального
образования;
• взаимодействие с руководителями предприятий (организаций).
3.2. Профориентационная работа реализуется на основном уровне ЕМП.
3.3. Профориентационная работа реализуется в форматах:
• курс внеурочной деятельности «Россия — мои горизонты»;
• взаимодействие с родителями или законными представителями;
• мероприятия профессионального выбора.
3.4. Профориентационную работу обеспечивает школьная служба профориентации. В
ее состав входят администратор, ответственный за профориентацию в школе, педагогинавигаторы,
классные
руководители,
педагоги-предметники,
библиотекарь,
социальный педагог, педагог-психолог, родители.
4. Ответственные за профориентационную работу в школе
4.1. Администратором, ответственным за профориентационную работу в школе,
является заместитель директора школы по ВР.
4.3. Администратор должен пройти образовательный интенсив, а также инструктаж по
организации и проведению профориентационной работы в школе в общем объеме не
менее 6 академических часов.
4.2. Функция ответственного за профориентационную работу – организация и
управление профориентационной работой в школе, в том числе:
• поддержание связей школы с социальными партнерами, влияющими на
самоопределение обучающихся на уровне основного и среднего общего
образования;
• планирование работы педагогического коллектива по формированию
готовности обучающихся к профильному и профессиональному
самоопределению в соответствии с основной образовательной программой
образовательной организации;
• анализ и коррекция деятельности педагогического коллектива по данному
направлению
(консультации
учителей-предметников,
классных
руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы,
направленной на самоопределение обучающихся);
• проведение совещаний педагогических советов и производственных
совещаний с обсуждением проблемы профильного и профессионального
самоопределения старшеклассников;

контроль своевременного повышения компетентности в области
самоопределения обучающихся классными руководителями;
учителями,
преподающими на уровне начального общего образования; педагогамипредметниками; школьным психологом; библиотекарем;
• контроль деятельности классных руководителей, воспитателей, педагоговпредметников, школьного психолога, социального педагога, библиотекаря по
проблеме профильного обучения и профессионального самоопределения
обучающихся;
• контроль уровня развития разнообразных форм предпрофильной подготовки и
профильного обучения обучающихся (кружки, факультативы, элективные
курсы, исследовательские проекты).
4.2 Педагоги-навигаторы
4.2.1. Педагог-навигатор – специалист, непосредственно осуществляющий
педагогическую поддержку обучающихся в процессе формирования и дальнейшей
реализации их индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий.
4.2.2. В качестве педагогов-навигаторов могут выступать педагогические работники
основного и среднего общего образования, дополнительного образования.
4.2.3. Педагог-навигатор должен пройти обучение по специализированной программе
ДПО в общем объеме не менее 36 академических часов, а также инструктаж по
организации и проведению профориентационной работы в школе в общем объеме не
менее 6 академических часов. Программа направлена на совершенствование
профессиональных компетенций по формированию осознанности и ГПС у
обучающихся 6–11-х классов.
4.2.4. Педагог-навигатор непосредственно сопровождает профориентационные
мероприятия в школе.
4.2.5. Педагог-навигатор формирует списки участников проекта «Билет в будущее»,
собирает согласия с родителей обучающихся для участия в проекте, проводит
всероссийские профориентационные онлайн-уроки, комплексные онлайн-диагностики
и групповые консультации, организует и сопровождает обучающихся на мероприятия
профессионального выбора в регионе, собирает и передает отчетную документацию.
4.3. Классные руководители
4.3.1. Классный руководитель, опираясь на основную образовательную программу в
части рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы
соответствующего уровня образования, составляет план педагогической поддержки
самоопределения обучающихся конкретного класса.
4.3.2. В плане следует отразить разнообразные формы и виды профориентационной
работы с учениками:
• индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты,
конференции;
• психолого-педагогические наблюдения склонностей обучающихся: данные
наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика
(портфолио);
• помощь обучающимся в выборе образовательной траектории: определении
профильного обучения и профессионального становления, анализе
достижений, формировании портфолио;
• организация посещения обучающимися дней открытых дверей в высших
учебных заведениях и организациях среднего профессионального
образования;
• организация тематических и комплексных экскурсий класса на предприятия;
• помощь школьному психологу в проведении анкетирования обучающихся и
их родителей по проблеме самоопределения;
•

встречи обучающихся с выпускниками школы – студентами высших учебных
заведений и обучающимися организаций среднего профессионального
образования;
• родительские собрания с обсуждением проблем формирования готовности
обучающихся к профессиональному самоопределению.
4.4. Педагоги-предметники
Педагоги-предметники на уроках и во внеурочное время ведут работу
по следующим направлениям:
• показывают обучающимся роль труда в жизни человека;
• привлекают обучающихся к выполнению трудовых дел;
• организуют тематические ознакомительные экскурсии обучающихся в
учреждения и предприятия;
• вовлекают обучающихся в различные виды учебно-познавательной
деятельности (трудовой, игровой, исследовательской);
• знакомят обучающихся с миром профессий;
• способствуют
развитию
познавательного
интереса
и
творческой
направленности личности школьников, используя разнообразные методы и
средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы,
конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы
стенных газет, домашние сочинения и т. д.;
• обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у
обучающихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
• способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
• проводят наблюдения с целью выявления склонностей и способностей
обучающихся;
• адаптируют профильные программы в зависимости от профиля класса,
особенностей обучающихся.
4.5. Библиотекарь
Библиотекарь ведет профориентационную работу через следующие виды
деятельности:
• регулярно подбирает литературу для учителей и обучающихся в помощь
выбирающим профессию (по годам обучения) и пособия по
профориентационной работе;
• изучает читательские интересы обучающихся и рекомендует им литературу,
помогающую в выборе профессии;
• организует выставки книг о профессиях и читательские диспуты на темы
выбора профессии;
• накапливает, обобщает и систематизирует методические материалы,
справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие
вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты,
программы, описания профессий);
• регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и
отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.
д.).
4.6. Социальный педагог
Социальный педагог ведет профориентационную работу через следующие виды
деятельности:
• способствует формированию у обучающихся группы риска адекватной
самооценки, поскольку оказывает педагогическую поддержку обучающимся
группы риска в процессе их профессионального и жизненного
самоопределения;
• консультирует обучающихся по социальным вопросам;
•

оказывает помощь классному руководителю в процессе анализа и оценки
социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
4.7. Педагог-психолог
Педагог-психолог ведет профориентационную работу через следующие виды
деятельности:
• изучает профессиональные интересы и склонности обучающихся;
• осуществляет мониторинг готовности обучающегося к профильному и
профессиональному самоопределению путем анкетирования обучающихся и
их родителей;
• проводит тренинговые занятия по профориентации обучающихся;
• осуществляет психологическое просвещение родителей и педагогов на тему
выбора профессии;
• консультирует обучающихся с учетом их возрастных особенностей;
• организует выступления родителей обучающихся перед учениками с
информацией о своей профессии;
• выявляет особенности детей с целью оказания помощи обучающимся и
педагогам;
• помогает обучающимся объективно оценить их интересы и склонности;
• создает базу данных по профессиональной диагностике.
• популяризацией науки среди сверстников посредством организации школьной
научно-практической конференции.
4.8. Родители (законные представители)
Родители (законные представители) вовлечены в профориентационную работу через
следующие виды деятельности:
• участвуют в публичном освещении своей профессии перед обучающимися;
• участвуют в организации посещения обучающимися дней открытых дверей в
высших учебных заведениях и организациях среднего профессионального
образования, а также других организаций и предприятий;
• участвуют в родительских собраниях с обсуждением проблем формирования
готовности обучающихся к профессиональному самоопределению;
• участвуют в деятельности детско-взрослых саморазвивающихся сообществ и
детских профориентационных общественных объединений;
• участвуют в организации и проведении совместных КТД,
олимпиадах, конкурсах.
•

5. Документация по профориентационной работе
Основными документами, регулирующими профориентацию обучающихся в
образовательной организации, являются:
• настоящее положение о профориентационной работе;
• ООП ООО, СОО, в том числе рабочие программы воспитания и календарные
планы воспитательной работы по уровням образования.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».